В помощь студентам и преподавателям
слушателям ДПО
(Мультимедийный комплекс учебных, методических пособий,
учебной литературы и справочных материалов)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
НАЦИОНАЛЬНЫХ И ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ

(мультимедийное учебное пособие)

2. Учебное пособие

Раздел 2. ПРОБЛЕМЫ ТЕРМИНОЛОГИИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ

ОБСУЖДАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

Тема 2.1. Этногенез и образование национальных государств

Тема 2.2. Изменчивость этнической идентичности и мультикультурализм


«Национальность (или этническая принадлежность) не пришита к генам, это явление не биологическое, а культурное. Времена, когда считали, что этнос имеет биологическую природу, ушли в прошлое. Этничность, так же как и язык, не является врожденным признаком — ее обретают (или не обретают) в общении с другими людьми» - (6 мифов о генах //"ПостНаука. URL: https://postnauka.ru/faq/41323).


История и практика образования национальных государств.
Антропология и этнография. Этнос в СССР и этничность (ethnicity) в Европе и США. Три подхода к пониманию этничности и этноса – примордиалистский, инструменталистский и конструктивистский. Например, американские социологи и сторонники инструментализма Натан Глейзер и Дэниел Патрик Мойнихен определяют этничность как «характер или качество этнической группы»,  норвежский этнолог конструктивист Томас Эриксен – как «аспект взаимоотношения», возникающий при межгрупповом взаимодействии. Этничность как объективную данность, социальная характеристика, обусловленная историческим развитием и(или) биологической эволюцией.


Интересные факты:


Дуалистическая теория этноса (Бромлей Ю.В., 1921-1990) и теория этногенеза (Гумилев Л.Н., 1912-1992).  Этнос как совокупность людей, объединённая общим языком, происхождением, разделяющая общие хозяйственные и культурные практики. Этничность как характеристика общественных отношений, объединяющая людей, разделяющих общие хозяйственные и культурные практики на основе происхождения и языка. Этнос и национализм.
Национальная, этническая идентичность как хозяйственная и культурная практики на основе общности происхождения и языка. Изменчивость идентичности: ситуативность, неустойчивость. Самоидентификация и идентификация другими.
Гражданское общество как локальная цивилизация. Национальность  как историко-культурное различие и проблема преемственности нации.
Нация и единая национальная идентичность как принадлежность к государственности (например, американцы, россияне, русские, китайцы, европейцы, мексиканцы, канадцы и т.д.). Расовая, континентальная и региональная идентичность.
Мультикультурализм как факт культурного многообразия (этнического, конфессионального или жизненно-стилевого, обусловленного как историческими условиями, так и миграцией. Мультикультурализм как реальностью культурного разнообразия и программа социальной поддержки государством определенным группам.  Миграционное «этническое меньшинство»: гражданство и успешность интеграции. Национальные интересы и миграционные процессы.



РЕКОМЕНДУЕМЫЙ АУДИОКОНТЕНТ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРОСЛУШИВАНИЯ
КНИГИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ
Гумилев Л.Н. Струна истории – М.: Айрис-пресс, 2013. – 608 с.
Издание 3-е, испр. и доп. 2019-2021.
© Политическое управление: сетевое периодическое издание. ISSN 2221-7703.
(Мультимедийный сетевой научно-образовательный проект).
Авт. и сост.
Санжаревский И.И. Тамбов. 2014-2021.© 

«Региональный Сетевой Информационный Центр» (RU-CENTER)