ѕолитическа€ наука: виртуальный учебно-методический кабинет (¬ помощь соискателю и его руководителю)/ јвт. и сост. —анжаревский ».»., д.пол.н., проф.

√осударственные стандарты «аконодательство ”   ƒ     ¬   ¬     √  –  Ќ  “  » ј с п и р а н т у р а

ћинистерство образовани€ и науки –оссийской ‘едерации

‘едеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образовани€

Ђ“амбовский государственный технический университетї

—пецкурс:  

"»нтегративные процессы и тенденции гуманитарного знани€ и естественных наук"

јвтор и составитель:

Санжаревский И.И., д.полит.н., проф.

Тамбов 2011

в формате *.doc

1.       ÷≈Ћ»  ќ—¬ќ≈Ќ»я ”„≈ЅЌќ… ƒ»—÷»ѕЋ»Ќџ

 

÷елью освоени€ учебной дисциплины Ђ»нтегративные процессы и тенденции  гуманитарного знани€ и естественных наукї €вл€етс€ изучение сущностных, институциональных, процессуальных и технологических характеристик научного пространства, особенностей хронологических изменений, основных субъектов научно-образовательного процесса, технологий политической мобилизации в современных услови€х.

»зучение дисциплины ставит перед собой следующие задачи:

ввести в проблематику интегративных процессов и тенденций  гуманитарного знани€ и естественных наук;

сформировать у соискател€ учЄной степени пон€тийный аппарат, знани€ теоретических и методологических основ и закономерностей протекани€ интегративных процессов  в  гуманитарном и естественнонаучном знании.

¬ результате изучени€ дисциплины студент должен:

знать сущностные, институциональные, процессуальные и технологические характеристики субъектов и объектов интеграционного процесса;

обладать (уметь) навыками институционального, системного и синергетического,  структурного и функционального анализов, описани€ и определени€ тенденций интеграционных €влений и процессов в современном  гуманитарном и естественнонаучном знании.

 

2.       ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ “≈’ЌќЋќ√»»

 

»спользуютс€ следующие педагогические технологии:

Ј проблемное обучение, нацеленное на развитие познавательной активности, творческой самосто€тельности обучающихс€, и предполагающее последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимис€ познавательных задач, разреша€ которые обучающиес€ активно усваивают знани€;

Ј дифференцированное обучение, нацеленное на создание оптимальных условий дл€ вы€влени€ задатков, развити€ интересов и способностей, и предполагающее усвоение программного материала на различных планируемых уровн€х, но не ниже об€зательного, определенного федеральными требовани€ми основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образовани€ (аспирантура);

Ј активное (контекстное) обучение, нацеленное на проектную организацию учебной де€тельности соискателей, и предполагающее моделирование предметного содержани€ насто€щей и будущей де€тельности и социализации аспирантов.

 роме сведений, получаемых на зан€ти€х, значительна€ часть необходимой информации приобретаетс€ соискател€ми при использовании научной и методической литературы в процессе самосто€тельной работы.

 

 3.       –ј—ѕ–≈ƒ≈Ћ≈Ќ»≈ ќЅЏ≈ћј ”„≈ЅЌќ… ƒ»—÷»ѕЋ»Ќџ

ѕќ “»ѕјћ ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ’ “≈’ЌќЋќ√»…

 

ќбучающа€ технологи€

¬сего часов

—еместр

 

јудиторные зан€ти€ (всего)

48

 

¬ том числе

 

 

Ћекции

32

 

ѕрактические зан€ти€

 

 

—еминары, Ќ»–

16

 

Ћабораторные работы

 

 

—амосто€тельна€ работа (всего)

54

 

¬ том числе

 

 

 урсовой проект (работа)

 

 

–асчетно-графические работы

 

 

ƒелова€ игра, мозговой штурм, реферат и т.п.

8

 

ƒругие виды самосто€тельной работы

 

 

—амосто€тельна€ работа под контролем преподавател€ ( —–)

6

 

¬ид промежуточной аттестации

 

 

ќбща€ трудоемкость

108

 

 

4.       —“–” “”–ј » —ќƒ≈–∆јЌ»≈ ”„≈ЅЌќ… ƒ»—÷»ѕЋ»Ќџ

4.1. —труктура дисциплины

є

п/п

”чебна€

недел€

семестра

–аздел
учебной
дисциплины

¬иды учебной де€тельности, включа€ самосто€тельную работу аспирантов
и трудоемкость (в часах)

‘ормы текущего контрол€ успеваемости

Ћекции

—еминары, Ќ»–

 —–

—амосто€тельна€ работа

1

1

–аздел 1

2

 

 

4

 

2

2

–аздел 2

4

 

 

6

 

3

3

–аздел 3

2

 

 

6

 

4

4

–аздел 4

4

4

 

6

 

5

5

–аздел 5

2

 

 

4

 

6

6

–аздел 6

4

 

 

4

 

7

7

–аздел 7

4

4

 

6

 

8

8

–аздел 8

4

4

 

6

 

9

9

–аздел 9

4

4

3

6

 

10

10

–аздел 10

2

 

3

6

 

 

 

 

32

16

6

54

 

 

4.2. —одержание разделов дисциплины.

 

–аздел 1. —труктура научного знани€ и основани€ дифференциации и интеграции: особенное и общее.

≈стественнонаучные основани€ науки. —труктура оснований. »деалы и нормы ис≠следовани€ и их социокультурна€ размерность. —истема идеалов и норм как схема метода де€тельности. ‘илософские и идеологические основани€ науки. –оль философских идей и принципов в обосновании научного знани€. ‘илософские идеи как эвристика научного поиска. ‘илософское обоснование как условие включени€ научных знаний в культуру.

—труктура эмпирического знани€. Ёксперимент и наблюдение. —лучайные и систематические наблюдени€. ѕрименение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. ƒанные наблюдени€ как тип эмпирического знани€. Ёмпирические зависимости и эмпирические факты. ѕроцедуры формировани€ факта. ѕроблема теоретической нагруженности факта.

—труктуры теоретического знани€. ѕервичные теоретические модели и законы. –азвита€ теори€. “еоретические модели как элемент внутренней организации теории. ќграниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. –оль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. –азвертывание теории как процесса решени€ задач. ѕарадигмальные образцы решени€ задач в составе теории. ѕроблемы генезиса образцов. ћатематизаци€ теоретического знани€. ¬иды интерпретации математического аппарата теории.

–аздел 2. ¬озникновение науки и основные стадии еЄ исторической эволюции.

—тратегии порождени€ знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихс€ форм производства и обыденного опыта.

 ультура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. јнтична€ логика и математика. –азвитие логических норм научного мышлени€ и организаций науки в средневековых университе≠тах. –оль христианской теологии в изменении созерцательной по≠зиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипул€ци€ с природными объектами Ц алхими€, астрологи€, маги€. «ападна€ и восточна€ средневекова€ наука.

—тановление опытной науки в европейской культуре. ‘ормиро≠вание идеалов математизированного и опытного знани€: оксфор≠дска€ школа, –оджер Ѕэкон, ”иль€м ќккам. ѕредпосылки возникновени€ экспериментального метода и его соединени€ с математическим описанием природы. √. √алилей, ‘ренсис Ѕэкон, –. ƒекарт. ћировоззрен≠ческа€ роль науки в европейской культуре. —оциокультурные предпосылки возникновени€ экспериментального метода и его соединени€ с математическим описанием природы.

—тановление науки как профессиональной де€тельности. ¬озникновение дисциплинарно-организованной науки. –азвитие технических наук. —тановление социальных и гуманитарных наук. ћировоззренческие и естественнонаучные основани€ социально-исторических и социально-экономических исследований.

–аздел 3. ѕроблемы истинности, рациональности и динамические основани€ интеграционных процессов в науках

Ќаучное знание как сложна€ развивающа€с€ система. ћногообразие типов научного знани€. Ёмпирический и теоретический уровни, критерии их различени€. ќсобенности эмпирического и теоретического €зыка науки.

Ќаучна€ картина мира. »сторические формы научной картины мира. ‘ункции научной картины мира (картина мира как онто≠логи€, как форма систематизации знани€, как исследовательска€ программа). –ациональное, объективное, истинное. ќбъ€снение, понимание, интерпретаци€ в естественных, социальных, гуманитарных и технических науках.  ¬ера, сомнение, знание в науках. ќсновные исследовательские программы  и Ђќбщество знани€ї.

–аздел 4. ѕроцессы воспроизводства знани€. ƒинамика науки как социального института. Ќаука и политика.

»сторическа€ изменчивость механизмов порождени€ научного знани€. ¬заимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становлени€ новой дисциплины. ѕроблема классификации. ќбратное воздействие эмпирических фактов на основани€ науки.

‘ормирование первичных теоретических моделей и законов. '–оль аналогий в теоретическом поиске. ѕроцедуры обосновани€ теоретических знаний. ¬заимосв€зь логики открыти€ и логики обосновани€. ћеханизмы развити€ научных пон€тий. —тановление развитой научной теории. √енезис образцов решени€ задач.

–азличные подходы к определению социального института на≠уки. »сторическое развитие институциональных форм научной де€тельности. Ќаучные сообщества и их исторические типы (республика уче≠ных 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организо≠ванной науки; формирование междисциплинарных сообществ на≠уки XX столети€). Ќаучные школы. ѕодго≠товка научных кадров. »сторическое развитие способов трансл€≠ции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера).  омпьютеризаци€ науки и ее социальные послед≠стви€. Ќаука и экономика. Ќаука и власть. ѕроблема секретности и закрытости научных исследований. ѕроблема государственного регулировани€ науки.

ѕроблемы определени€ объекта и предмета познани€. ѕрирода ценностей и их роль в познании. ∆изнь как категори€ гуманитарного и естественнонаучного знани€. ¬рем€, пространство, хронотоп в гуманитарном и естественно научном знании. ѕроблемные ситуации в науке. ѕерерастание частных задач в проблемы. –азвитие оснований науки под вли€нием новых теорий. ѕроблема включени€ новых теоретических представлений в культуру.

–аздел 5. Ќаучные традиции и научные революции. Ќаучна€ рациональность.

¬заимодействие традиций и возникновение нового знани€. Ќаучные революции как пере≠стройка оснований науки. ѕроблемы типологии научных револю≠ций. ¬нутридисциплинарные механизмы научных революций. ћеждисциплинарные взаимодействи€ и "парадигмальные прививки" как фактор революционных преобразований в науке. —оциокультурные предпосылки глобальных научных революций. ѕерестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренчес≠ких универсалий культуры. ѕрогностическа€ роль философского знани€. ‘илософи€ как генераци€ категориальных структур, необ≠ходимых дл€ освоени€ новых типов системных объектов.

Ќаучные революции как точки бифуркации в развитии знани€. Ќелинейность роста знаний. —елективна€ роль культурных тради≠ций в выборе стратегий научного развити€. ѕроблема потенци≠ально возможных историй науки.

√лобальные революции и типы научной рациональности. »сторическа€ смена типов научной рациональности: классическа€, неклас≠сическа€, постнеклассическа€ наука.

–аздел 6. ≈стествознание, философи€ и науки о человеческом поведении в  –оссии ’’ века (советский период).

»сторический и политический фон. ƒиалектический материализм: советский или марксистский? Ёнгельс и Ћенин о науке.  ћатериализм и эпистемологи€.  ѕересмотр советскими марксистами взгл€дов на материализм и эпистемологию.  «аконы диалектики. ≈динство теории и практики. ƒискусси€ между эпистемологистами и онтологистами.  —оциологизм (nurturism).

ѕроблема происхождени€ жизни.  √енетика. Ѕиологическа€ система. Ћысенко. Ћысенкоизм после 1948 г. Ѕиологи€ и диалектический материализм после Ћысенко.

 ‘изиологи€ и психологи€: Ћ.—. ¬ыготский,  —.Ћ. –убинштейн,  ј.–. Ћури€.  ¬сесоюзное совещание по философским вопросам физиологии высшей нервной де€тельности и психологии (1962 г.). ѕроблема сохранени€ значени€ павловского подхода. ѕроблема определени€ пон€ти€ Ђсознаниеї. ѕ. . јнохин. ј.Ќ. Ћеонтьев. —оветский фрейдизм. —оветские психологические школы.

 ƒискусси€ по проблеме Ђприрода - воспитаниеї. Ќ.ѕ. ƒубинин
ƒискусси€ по проблеме Ђприрода - воспитаниеї и семь€ „ерненко: Ђсоциальна€ детерминированность биологии человека и раскрытие значени€ единственно правильного, марксистского его решени€ї. Ѕиологи€ человека: специальные вопросы. —оциобиологи€. ѕроблема преступности и других видов отклонений от социальных норм.  Ћ.Ќ. √умилЄв и проблема этнических отношений. Ѕиомедицинска€ этика.  ¬опросы контрол€ при решении проблем биоэтики.

  ’ими€. “еори€ резонанса и ее применение в органической химии (одна из первых квантово-химических теорий). “еори€ резонанса в послесталинский период.  вантова€ механика. ƒ.». Ѕлохинцев. ¬.ј. ‘ок. ћ.Ё. ќмель€новский.  –ел€тивистска€ физика. ј.ƒ. јлександров. ¬.ј. ‘ок. “еории ¬еликого ќбъединени€.   осмологи€ и космогони€. ќ.ё. Ўмидт.  ¬.ј. . —.“. ћелюхин. ј.Ћ. «ельманов. ¬.Ћ. √инзбург. Ўкола «ельдовича-Ќовикова.

 ибернетика и компьютеры. —оветское стремление к рациональности. Ќаука рационального контрол€. ‘илософские дискуссии.  „то такое кибернетика? ћогут ли быть воспроизведены жизненные процессы? „то такое Ђинформаци€ї? ¬озрастание советского скептицизма в отношении кибернетики. Ќовые дискуссии о природе Ђинформацииї.  Ђ—оциальна€ информаци€ї.

–аздел  7. ѕроблемы массовой коммуникации, коммуникативности и динамические основани€ интеграционных процессов в науках

–ождение знани€ в процессе взаимодействи€ Ђкоммуницирующих индивидовї.  оммуникативность (общение ученых) как условие создани€ нового социально-гуманитарного знани€ и выражение социокультурной природы научного познани€. Ќаучные конвенции (соглашени€, договоренности) как необходимость и следствие коммуникативной природы познани€. ћоральна€ ответственность ученого за введение конвенций. »ндоктринаци€ Ч внедрение, распространение и Ђвнушениеї какой-либо доктрины как одно из следствий коммуникативности науки.

ѕричины и последстви€ информационных революций. »нформационна€ революци€ св€занна€ с изобретением письменности. ѕо€вление возможностей распространени€ знаний и сохранени€ их дл€ передачи последующим поколени€м. »нформационна€ революци€ (примерно середина XVI века) вызванна€ изобретением книгопечатани€, которое радикальным образом изменило общественную культуру и ее вли€ние на политическую сферу. »нформационна€ революци€ (конец XIX века) обусловленна€ изобретением электричества. »нформационна€ революци€ (70-е годы XX века) св€занна€ с изобретением персонального компьютера (ѕ ).

¬озникновение и основные этапы становлени€ информационного общества и его вли€ние на политическую сферу. ѕервые политические доклады об информационном обществе. »зобретение самого термина (ё. ’а€ши профессор “окийского технологического института) - в 1969 году €понскому правительству были представлены отчЄты Ђяпонское информационное общество: темы и подходыї и Ђ онтуры политики содействи€ информатизации €понского обществаї, а в 1971 году - Ђѕлан информационного обществаї. Ќаучно-практическое обоснование теории информационного общества в 80-90-е годы: …ошита ћасуда, «бигнев Ѕжезинский, ƒж. Ќэсбитт. “еори€ ќлвина “оффлера как классическа€ теори€ информационного общества (в нашей стране переводились его нашумевшие книги ЂFuture shockї (Ўок от столкновени€ с будущим, 1971), ЂЁкоспазмї (1975), Ђ“реть€ волнаї (1980). ѕрин€тие главами государств и правительств Ђ√руппы восьмиї 22 июл€ 2000 года ќкинавской хартии √лобального информационного общества.

–аздел 8. ≈стественно-научные методы датировани€ и проблемы исторической хронологии.

’ронологи€, как знание, позвол€ющее определ€ть временной интервал между историческим фактом и насто€щим временем. –имска€ хронологи€ как фундамент европейской хронологии. —калигер, ѕетавиус, другие церковные хронологи. ÷ерковна€ традици€ и создание в XVI-XVII веках н.э. современной версии хронологии древности.

 ритика хронологии —калигера-ѕетавиуса.  ƒе јрсилла (de Arcilla) - 16 век, профессор —аламанкского университета доказывал, что вс€ древн€€ истори€ сочинена в —редние века. »саак Ќьютон (1643-1727) - великий английский ученый, математик, физик. ќпубликовал большой труд Ђ»справленна€ хронологи€ древних царствї (ЂThe Chronology of Ancient Kingdoms amended. To which is Prefix"d, A Short Chronicle from the First Memory of Things in Europe, to the Conquest of Persia by Alexander the Greatї). ∆ан √ардуэн (Jean Hardouin) (1646-1729) - видный французский ученый, автор многочисленных трудов по филологии, теологии, истории, археологии, нумизматике. ƒиректор ‘ранцузской королевской библиотеки. јвтор нескольких книг по хронологии, где подверг резкой критике все здание скалигеровской истории. ѕо его мнению, большинство Ђпам€тников античностиї изготовлены существенно позже или €вл€етс€ подделками. ѕетр Ќикифорович  рекшин (1684-1763) - личный секретарь ѕетра I, в своей книге подверг критике прин€тую сегодн€ версию римской истории. –оберт Ѕалдауф (Robert Baldauf) - немецкий филолог второй половины 19 века - начала 20 века, приват-доцент Ѕазельского университета. јвтор книги Ђ»стори€ и критикаї (4-х томах). Ќа основании филологических соображений сделал вывод, что пам€тники Ђантичнойї литературы имеют позднее происхождение (созданы в —редние века). Ёдвин ƒжонсон (Edwin Johnson) (1842-1901) - английский историк 19 века, подверг скалигеровскую хронологию серьезной критике, доказывал, что ее нужно существенно укоротить. Ќиколай јлександрович ћорозов (1854-1946) - выдающийс€ русский ученый-энциклопедист. —овершил прорыв в исследовани€х по хронологии. ѕодверг развернутой критике скалигеровскую версию хронологии и истории. ѕредложил идеи нескольких новых естественно-научных методов анализа хронологии. ќсновные труды: Ђќткровение в грозе и буре Ђ (1907), Ђѕророкиї (1914), Ђ’ристосї (книги 1-7, 1924-32). ¬ильгельм  аммайер (Wilhelm Kammeier) (конец 19 века - 1959) - немецкий ученый, юрист. –азработал методику определени€ подлинности старинных официальных документов. ќбнаружил, что почти все античные и ранне-средневековые западноевропейские документы на самом деле €вл€ютс€ позднейшими подделками или копи€ми. —делал вывод о поддельности древней и средневековой истории. »ммануил ¬еликовский (1895-1979) - врач-психоаналитик (уроженец –оссии). ∆ил и работал в –оссии, јнглии, ѕалестине, √ермании, —Ўј. Ќаписал р€д книг на тему древней истории, где отметил некоторые противоречи€ и странности. —делал попытку объ€снить их с помощью Ђтеории катастрофизмаї.

Ќова€ хронологи€ ‘оменко-Ќосовского. ≈стественно-научные методы датировани€, используемые в Ђновой хронологииї. ѕерва€ группа - математико-статистические методы обработки формализованной датирующей информации, извлекаемой из письменных исторических источников. ћетод локальных максимумов, основанный на анализе объемов хронологических отрезков летописей. ћетод численных династий, основанный на анализе длительностей правлений в династи€х. ћетод упор€дочивани€ исторических текстов во времени, основанный на сформулированных и экспериментально проверенных принципе затухани€ частот упоминаний полных собственных имен в исторических хрониках без дубликатов и принципе дублировани€ этих частот в исторических хрониках с дубликатами. ћетод гистограмм  частот разнесений св€занных имен основан на анализе косвенных зависимостей в распределении летописных имен. ћетод матриц св€зей, позвол€ющий исследовать династические списки имен с целью обнаружени€ в них дубликатов, а также мест стыка хроник, из которых была составлена данна€ династическа€ истори€. ћетод анкет-кодов, основанный на сравнении двух потоков биографий правителей с целью обнаружени€ в них статистически значимых повторов. ћетод правильного хронологического упор€дочивани€ географических карт, основанный на разработке дл€ географической карты специальной анкеты, отражающей ее основные признаки. ¬тора€ группа - астрономические и календарно-астрономические методы. ћетод непредвз€того датировани€ античных лунных и солнечных затмений.  ћетод проверки глобальной хронологии по второй производной лунной элонгации, основанный на мысли американского астронома –оберта Ќьютона, что с помощью датировок античных и средневековых затмений можно определить зависимость параметра второй производной лунной элонгации от времени. ћетод статистического и геометрического анализа старинных звездных каталогов и их датировани€ на основе собственных движений звезд. ћетод датировани€ зодиаков. “реть€ группа - физические методы независимого датировани€ (радиоуглеродный, дендрологический и другие физические методы).

–аздел 9. ѕроблема стохастичности и управл€емости в современной науке

“еории управлени€: генезис и основные подходы. —пецифика управлени€ в естественных, технических и общественных системах. ‘ормирование и взаимное вли€ние технических и социальных идеалов управл€емости друг друга. ѕолитическое управление. »нституты, формы и механизмы политического управлени€, критерии эффективности. ‘акторы риска. ћетодика анализа политического риска. √лавные факторы политического управлени€. —овременные концепции политического управлени€. ѕублична€ политика. —труктура и технологи€ политического управлени€. ѕолитическое управление в современной –оссии: характер, основные направлени€, специфика.

¬ыборы как механизм политического участи€, их роль и функции в политической жизни общества. »збирательное право »збирательна€ система. “ипы избирательных систем. ћодели избирательных систем: сравнительный анализ. ‘акторы эффективности выборов. »збирательный процесс. ¬ли€ние политических режимов на избирательный процесс. »збирательные кампании как способ политической мобилизации. “ехнологии избирательных кампаний. »збирательна€ система –оссии.

–аздел 10. ’’I век и интегративные процессы в гуманитарном и естественнонаучном знании.

ќбщенаучное знание, общенаучные средства и метода познани€ как теоретико-методологическа€ основа процесса интеграции науки.

—в€зь возросшей роли науки в жизни общества с потребностью в синтезе естественнонаучного и гуманитарного знани€, вовлечение в интегративное движение технических и прикладных наук. –азвитие науки еще в ’I’ Ц’’ вв. показало, что приращение нового знани€ наиболее интенсивно происходит в мести соприкосновени€ различных научных дисциплин в результате их взаимодействи€. Ќо лишь во второй половине ’’ и начале ’’I века стало очевидным, что и что эта тенденци€ €вл€етс€ общей дл€ развити€ современной науки в целом.

”силение взаимосв€зи основных групп современной науки как выражение объективной тенденции в развитии человечества и повышени€ эффективности как естественнонаучного, так гуманитарного знани€. ¬заимодействие различных групп наук и проведение междисциплинарных исследований как решение комплексных задач науки, техники, производства. ƒемонстраци€ научной сферы де€тельности, нар€ду с приращением новых знаний и внедрением их в производство, расшир€ющихс€ возможностей участи€ в решении важных социально-экономических задач. ”крепление св€зи между группами наук (в области социальной информации и управлени€, в развитии кибернетики и других наук). ќпосредованность взаимосв€зи гуманитарных и естественных наук техническими науками. “ехническое знание как синтезом обществознани€ и естествознани€. ¬озникновение таких наук, как техническа€ эстетика, эргономика и др.

»нтегративные тенденции в познании и дифференциаци€ стилей мышлени€ (экологический, космический, кибернетический, веро€тностный, социальный, политический, экономический, психологический и т.д.), формирование современного общенаучного стил€ мышлени€. —пецифика, стилей мышлени€ естествоиспытателей, гуманитариев и представителей технических наук.

Ќеобходимость и достаточность современного уровн€ в развитии интегративных процессов: возрастание взаимосв€зи общественных, естественных и технических наук как основа, на которой формируютс€ и приобретают общенаучный статус пон€ти€ и иные компоненты научного знани€. ”чение ¬.». ¬ернадского о ноосфере и его последователи. »нтеграци€ содержани€ естественнонаучного и гуманитарного образовани€ как условие целостности образовательной среды в Ђшколе будущегої.

 

5.       ”„≈ЅЌќ-ћ≈“ќƒ»„≈— ќ≈ » »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌќ≈ ќЅ≈—ѕ≈„≈Ќ»≈ ”„≈ЅЌќ… ƒ»—÷»ѕЋ»Ќџ

 

5.1. ”чебно-методическое обеспечение учебной дисциплины

ћонографии, учебники, учебные пособи€

јристотель. јфинска€ полити€. / ѕер. —. ». –адцига. ћ., 2003. 198 с.

јрнольд ¬.». “еори€ катастроф. ћ.: Ђ≈диториалї ”–——, 2004. - 128 с.

јхлибининский Ѕ.¬., ’раленко Ќ..». ќсновные концепции естествознани€. - ћ., Ђ¬узовска€ книгаї, 2000- 228 с.

Ѕабушкин ј.Ќ. —овременные концепции естествознани€:  урс лекций дл€ вузов. -—ѕб., ЂЋаньї, ћ.: ќмега-Ћ, 2004. - 224 с.

Ѕаранов Ќ.ј. “рансформации современной демократии. ”чебное пособие. —ѕб.: »зд-во Ѕалт. гос. техн. ун-та, 2006. 215 с.

Ѕжезинский «. ¬елика€ шахматна€ доска. √осподство јмерики и его геостратегические императивы./ ѕер. с англ. ћ.: »зд-во: ћеждународные отношени€, 2006. 254 с.

Ѕреннан ƒж., Ѕьюкенен ƒж. ѕричина правил.  онституционна€ политическа€ экономи€. - —ѕб.: Ёкономическа€ школа, 2005. - 272 с.

√егель √.¬.‘. ‘еноменологи€ духа. - ћ.: Ќаука, 2000.

√егель √.¬.‘. ‘илософи€ права. - ћ.: ћысль, 1990.

√орелов ј.ј.  онцепции современного естествознани€.  урс лекций. - ћ., Ђ÷ентрї, 2000, 208 с.

√орелов ј.Ћ.  онцепции современного естествознани€ в вопросах и ответах: ”чеб пособие дл€ вузов. ћ.: ЂЁксмої, 2005. -224 с.

√рушевицка€ “.√., —адохин ј.ѕ.  онцепции современного естествознани€.- ћ.: ёнити-ƒана, 2003. - 670 с.

√рэхэм Ћ.–. ≈стествознание, философи€ и науки о человеческом поведении в —оветском —оюзе: ѕер. с англ.  ћ.: ѕолитиздат, 1991. 480 с.

√р€довой ƒ.».  онцепции современного естествознани€. —труктурный курс основ естествознани€. ”чебное пособие в схемах, определени€х и таблицах. - ћ., ”чпедгиз, 2000, 284 с. (6 экз.) и 2003, 239 с.

ƒаль –.ј. ѕолиархи€. ”частие и оппозици€. ћ.: »зд-во: »ƒ √” ¬ЎЁ, 2010. 288 с.

ƒанилова ¬.—.,  ожевников Ќ.Ќ. ќсновные концепции современного естествознани€. ”чебное пособие.- ћ., Ђјспект-ѕрессї, 2000 Ц 256 с.

ƒарендорф –. —овременный социальный конфликт. ћ., 2002.

ƒемишель ј., ƒемишель ‘. »нституты и власть во ‘ранции. ћ., 1997.

ƒубнищева “.я.  онцепции современного естествознани€: ”чебник дл€ вузов. ћ.: Ђјкадеми€ї, 2003. - 608 с.

ƒюркгейм Ё. ќ разделении общественного труда. ћетод социологии. ћ.: Ќаука, 1990.

≈вропейска€ харти€ о местном самоуправлении. –усска€ верси€. —трасбург. —овет ≈вропы. ќтдел изданий и документов. 1990. ћай. //ќфициальный сайт компании " онсультант ѕлюс". URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращени€ 02.02.2011).

»нституты самоуправлени€: историко-правовое исследование / ¬.√. √рафский, Ќ.Ќ. ≈фремова, ¬.».  арпец и др. ћ., 1995.

»нституциональна€ политологи€: —овременный институционализм и политическа€ трансформаци€ –оссии. ѕод ред. —.¬. ѕатрушева. ћ.: »—ѕ –јЌ, 2006.

»стори€ политических и правовых учений.  ”чебник дл€ вузов. ѕод общ. ред. ¬. —. Ќерсес€нца. Ц ћ.: »здательска€ группа Ќќ–ћјЦ»Ќ‘–ј.- ћ, 1998. Ц 736 с.

»стори€ политических и правовых учений. ”чебник/ ѕод ред. ќ. Ё. Ћейста. Ц ћ.: »здательство "«ерцало", 2000. Ц 688 с.;

 анке ¬.ј.  онцепции современного естествознани€. ”чебное пособие дл€ ¬”«ов- ћ., ЂЋогосї, 2003,- 368 с. (10 экз.) и 2004 Ц 304 с.

 арпенков —.’.  онцепции современного естествознани€. - ”чебник дл€ ¬”«ов.- ћ., јкад. ѕроект, фонд Ђћирї, 2005. - 640 с.

 онцепции современного естествознани€: ”чебник дл€ вузов / ѕод ред. проф. ¬.Ќ. Ћавриненко, проф. ¬.ѕ. –атникова. ћ.: ёЌ»“»-ƒјЌј, 2005. - 317 с.

 узнецов ¬. »., »длис√ћ., √утина ¬.Ќ. ≈стествознание: ”чеб. пособие дл€ вузов. ћ.: Ђјгарї, 1996. - 384 с.

Ћозовский ¬.Ќ., Ћозовский —.¬.  онцепции современного естествознани€: ”чеб. пособие дл€ вузов. —ѕб.: ЂЋаньї, 2004. - 224 с.

ћаринович Ћ. ѕ. јнтична€ и современна€ демократи€. Ќовые подходы к сопоставлению. ћ.: »зд-во:  ƒ”  нижный дом "”ниверситет", 2007. 212 с.

ћаръ€нович ј.“.,  н€зъкин ».¬. ¬зрыв и цветение. Ќобелевские премии по медицине 1901-2002. —ѕб.: ƒ≈јЌ, 2003. - 800 с.

ћатериалы о демократии./ ѕод. ред. ƒж.  лэк, ћелвин ». ёрофски, ѕ. ћаламуд. ѕер с англ. // ѕолитическа€ наука: виртуальный учебно-методический комплекс /јвт. и сост. —анжаревский ».». “амбов, 2010. 1- CD-ROM.

ћихайловский ¬.Ќ.  онцепции современного естествознани€:  урс лекций дл€ вузов. —ѕб.: »¬Ё—Ёѕ, Ђ «наниеї, 2004. - 288 с.

Ќайдыш ¬.ћ.  онцепции современного естествознани€. ”чебное пособие Ц ћ., Ђ√ардарикиї, 2003.- 476 с.

 Ќосовский √.¬., ‘оменко ј.“. ¬атикан. «одиак јстрономии. —тамбул и ¬атикан.  итайские гороскопы. »сследовани€ 2008-2010 годов. ћ.: изд-во: ј—“; јстрель. 2010. 543 с.

Ќосовский √.¬., ‘оменко ј.“. —тарые карты великой –усской »мперии. ћ.: »зд-во ј—“. 2009.

ќсновы естественнонаучных знаний дл€ юристов.- ”чебник по курсу  —≈- –ед. ≈.–. –осинской- ћ., ЂЌорма-»нфраї, 1999 Ц 600 с.

ѕолитическа€ наука: виртуальный учебно-методический комплекс /јвт. и сост. —анжаревский ».». “амбов, 2010. 1- CD-ROM.

ѕолитическа€ наука: словарь-справочник./ јвт. и сост. —анжаревский ».» // ѕолитическа€ наука: виртуальный учебно-методический комплекс /јвт. и сост. —анжаревский ».». “амбов, 2010. 1- CD-ROM.

ѕутин ¬.¬. »збранные речи и выступлени€ - ћ.:  н. мир, 2008. - 471 с.

–узавин √.».  онцепции современного естествознани€: ”чебник дл€ вузов ћ.: ёЌ»“», 2005. -287 с.

—овременные философские проблемы естествознани€, техники и социально-гуманитарных наук./ под ред. ћиронова ¬.¬.- ћ., Ђ√ардарикиї, 2006. Ц 639 с.

—олопов ≈.‘.  онцепции современного естествознани€: ”чеб. пособие дл€ вузов. ћ.: ¬Ћјƒќ—, 2003. - 232 с.

“оквиль ј. ƒемократи€ в јмерике. ћ., 2000.

“омас √оббс. Ћевиафан, или ћатери€, форма и власть государства церковного и гражданского// ‘илософский портал URL: http://www.philosophy.ru/library/ (дата обращени€ 02.02.2010).

’орошавина —.√.  онцепции современного естествознани€.  урс лекций- –/ƒ, Ђ‘ениксї, 2000,- 480 с.

 5.2. »нформационное обеспечение учебной дисциплины

ƒл€ освоени€ данной дисциплины требуетс€:

доступ к научной библиотеке “√“”, ќбластной научной библиотеке им. ј.—.ѕушкина, к Internet-ресурсам;

учебный класс, оснащенный оргтехникой и мультимедиа средствами (интерактивна€ доска, проектор и др.).

Ѕиблиотечные, научные, образовательные internet-ресурсы.

Ѕиблиотека Ђѕолка букинистаї. URL:  http://polbu.ru. (дата обращени€ 01.02.2011).

¬иртуальный учебно-методический кабинет: ¬ помощь соискателю и его руководителю. / јвт. и сост. —анжаревский ».»., д.полит.н., проф.   “амбов, 2010. URL: http://www.umk.virmk.ru/metod-aspirant/ (дата обращени€ 01.02.2011).

Ќаучна€ электронна€ библиотека  ЂeLIBRARY.RUї.  URL: http://www.e-library.ru (дата обращени€ 01.02.2011).

ќфициальный сайт проекта ЂЌова€ ’ронологи€ ‘оменко и Ќосовскогої. URL: http://www.chronologia.org/ / (дата обращени€ 01.02.2011).

ѕолитическа€ наука: виртуальный учебно-методический комплекс /јвт. и сост. —анжаревский ».»., д.полит.н., проф.  “амбов, 2010. URL: http://www.virmk.ru (дата обращени€ 01.02.2011)

ѕолитическа€ наука: словарь-справочник/ јвт. и сост. —анжаревский ».»., д.полит.н., проф.  “амбов, 2010. URL: http://glos.virmk.ru (дата обращени€ 01.02.2011)

ѕолитическа€ наука: электронна€ хрестомати€)/ јвт. и сост. —анжаревский ».»., д.полит.н., проф. “амбов, 2010. URL: http://www.read.virmk.ru (дата обращени€ 01.02.2011)

–оссийска€ јкадеми€ наук »нститут научной информации по общественным наукам (»Ќ»ќЌ –јЌ). URL:  http://www.inion.ru (дата обращени€ 01.02.2011).

–оссийска€ государственна€ библиотека. URL http://www.rsl.ru (дата обращени€ 01.02.2011).

—айт Ђѕолемика и ƒискуссииї. URL:http://www.polemics.ru (дата обращени€ 12.10.2011).

—айт ћеждународной академии общественных наук (ћјќЌ) http://www.maon.ru (дата обращени€ 02.02.2011).

“амбовский библиотечный портал. URL: http://www.tambovlib.ru (дата обращени€ 01.02.2011).

÷ентр проблемного анализа и государственно-управленческого проектировани€. URL: http://www.rusrand.ru   (дата обращени€ 01.02.2011).

Ёлектронна€ Ѕиблиотека √умер: √уманитарные науки.  URL: http://www.gumer.info  (дата обращени€ 01.02.2011).

Ёлектронна€ библиотека:  ѕраво –оссии.  URL: http://www.allpravo.ru/library (дата обращени€ 01.02.2011).

Ёлектронна€ »нтернет библиотека IQlib.ru Ц электронные учебники и учебные пособи€.  URL: http://www.iqlib.ru  (дата обращени€ 01.02.2011).

 ѕериодические издани€

Ђ—етевой портал журнала ѕќЋ»—ї. URL http://www.polisportal.ru (дата обращени€ 01.02.2011).

¬естник –оссийской академии государственной службы при ѕрезиденте –оссийской ‘едерации. URL http://oad.rags.ru/vestnikrags/index.htm (дата обращени€ 01.02.2011).

√азета.ru. URL: http://www.gazeta.ru (дата обращени€ 01.02.2011).

√осударственное управление. Ёлектронный вестникї. URL: http://e-journal.spa.msu.ru  (дата обращени€ 01.02.2011).

√уманитарные и социальные науки: электронный журнал. URL: http://www.hses-online.ru (дата обращени€ 01.02.2011).

 оммерсантЏ. URLhttp://www.kommersant.ru (дата обращени€ 01.02.2011).

Ќезависима€ газета. URL:  http://www.ng.ru (дата обращени€ 01.02.2011).

ѕолис. URL http://www.politstudies.ru  (дата обращени€ 01.02.2011).

ѕолитический журнал. URL:  http://www.politjournal.ru (дата обращени€ 01.02.2011).

ѕолитическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал. ISSN  2221-7703. URL http://www.политуправление.рф    (дата обращени€ 01.10.2011).

–оссийска€ газета. URL:  http://www.rg.ru (дата обращени€ 01.02.2011).

 

ќ всех возникших вопросах, пожелани€х, предложени€х пишите: virmk@yandex.ru   

ѕри€тной работы и творческих успехов!

 

— уважением, —анжаревский »горь »ванович,  д. полит. наук, профессор.