Виртуальный учебно-методический комплекс/ авт. и сост. Санжаревский И.И. д.полит.н., проф.

Виртуальный учебно-методический кабинет: Информационная политика/ Авт. и сост. Санжаревский И.И. д.полит.н., проф

Авт. и сост.: Санжаревский И.И. д. полит. н., проф.

Аспирантам  и  руководителямМедиатекаСтудентам  и  преподавателямЭлектронная хрестоматияСловарь-справочник

Характеристика специальностей Пояснительные записки Рабочие программы Учебно-методические материалы Литература Глоссарий

                          

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА»

для студентов специальностей:

081100 «Государственное и муниципальное управление»,

очной формы обучения на базе среднего профессионального образования,

заочной формы обучения на базе среднего профессионального образования,

заочной формы обучения на базе среднего (полного) общего образования

заочной формы обучения на базе высшего образования.

(Учебная программа в формате .doc)

РАЗДЕЛ 1. «ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ»

Цель изучения дисциплины

 Основная цель курса «Информационная политика» - формирование и развитие способностей к аналитическому мышлению, ориентации в современных информационных процессах политической жизни России и умения творчески исследовать новые политические реалии. Доминирующей тенденцией развития мировой цивилизации на рубеже XX-XXI веков является переход к новому типу социальной организации общества, имеющему информационную и сетевую природу - открытому информационному обществу. Глубокой трансформацией охвачены основные сферы жизнедеятельности социума: взаимодействие с природой; общественные отношения; политическая регуляция. Производство материальных благ, создание культурных ценностей и осуществление власти становятся напрямую зависимыми от технологических возможностей общества, основу которых составляют информационные и коммуникационные технологии.

Задачи дисциплины по формированию у студента необходимого комплекса знаний, умений и навыков:

- знать сущность, общие черты и различия информационной политики государственных и социально-экономических институтов, местного самоуправления и информационные интересы личности и их объединений;

- знать основные информационные особенности и характеристики современной политической системы и политического процесса в России;

- знать основы теории публичности политического процесса (соотношение административной политики и публичного менеджмента, теория публичности (гражданское общество) и институционализация интересов в российской политике; теория выявления политических интересов (политическое участие, общественное мнение, СМИ) и российский политический процесс история и теория административных реформ в России);

- владеть навыками сравнительного анализа информационных особенностей политических систем и политического процесса в России и других странах.

- уметь объяснить современные информационные особенности политики российского государства, избирательного процесса, соотношения государства, местного самоуправления и гражданского общества, политической культуры и политического поведения в России.

Теоретические и практические задачи изучения дисциплины:

в теоретическом плане – системное изложение специфики информационной сферы как объекта государственного управления,  базирующейся на естественном праве человека на информацию; творческое осмысление основного содержания информационных процессов в современном гражданском обществе и государстве; формирование политического сознания, адекватного современному информационному восприятию политической действительности;

в практическом плане – оказать помощь в овладении многообразными способами познавательной деятельности, использовании полученных знаний в профессиональной и повседневной жизни; способствовать активизации познавательной деятельности и гражданской ответственности студентов, компетентной ориентации в сложных, противоречивых информационных политических процессах современной России.

 

РАЗДЕЛ 2. «МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ»

 

Факультативная дисциплина регионального (вузовского) компонента. Минимум содержания дисциплины составлен на основе стандарта ГСЭ.Ф.07, ОПД.Ф.03 специальности 061000 - "Государственное и муниципальное управление" и  ДН.М.06, ДН.М.07 по специальности 520900 - "Политология".

 
РАЗДЕЛ 3. «УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА»

Информационные революции и проблема массовой коммуникации как подсистемы общественно-политического управления.

Причины и последствия информационных революций. Информационная революция связанная с изобретением письменности. Появление возможностей распространения знаний и сохранения их для передачи последующим поколениям. Информационная революция (примерно середина XVI века) вызванная изобретением книгопечатания, которое радикальным образом изменило общественную культуру и ее влияние на политическую сферу.  Информационная революция (конец XIX века) обусловленная изобретением электричества. Появление телеграфа, телефона, радио, телевидения, позволяющих изменить динамику социокультурных и политических отношений. Информационная революция (70-е годы XX века) связанная с изобретением персонального компьютера (ПК). Бурный рост потоков и объемов информации, "информационный взрыв", как нарастание противоречие между традиционными информационными технологиями (с помощью бумаги и ручки и т.п.) и нараставшими объемами информации.

Возникновение и основные этапы становления информационного общества, и его влияние на политическую сферу.

Первые политические доклады об информационном обществе. Изобретение самого термина (Ю. Хаяши профессор Токийского технологического института) -  в 1969 году японскому правительству были представлены отчёты «Японское информационное общество: темы и подходы» и «Контуры политики содействия информатизации японского общества», а в 1971 году - «План информационного общества». Научно-практическое обоснование теории информационного общества в 80-90-е годы: Йошита Масуда, Збигнев Бжезинский, Дж. Нэсбитт. Теория Олвина Тоффлера как классическая теория информационного общества (в нашей стране переводились его нашумевшие книги «Future shock» (Шок от столкновения с будущим, 1971), «Экоспазм» (1975), «Третья волна» (1980).

Информационные механизмы политического управления

Принятие главами государств и правительств «Группы восьми» 22 июля 2000 года  Окинавской хартии Глобального информационного общества.  Принятие 27 марта 2006 года генеральной Ассамблеей ООН резолюцию под номером A/RES/60/252, которая провозглашает 17 мая Международным днем информационного общества.

Особенности теории межличностной, специализированной и массовой коммуникации. Коммуникативный процесс: производство информации, мультипликация, распространение, прием, использование информации. Представление о коммуникации как о процессе и  структуре; коммуникатор, содержание, аудитория как составные части коммуникативной цепи, влияние каждого звена на эффективность коммуникации.

Особенности властных отношений в информационном обществе.

Информационное общество: понятие и признаки. Основные признаки информационного общества; массовая информация, высокоразвитая информационная инфраструктура; информатизация и организованный доступ к информации; свободный обмен и информационный рынок как признак информационного общества. Приоритетное развитие информационной индустрии информационного общества. Информационная культура как признак информационного общества. Информационное общество и власть. Особенности властных отношений в информационном обществе.

Коммуникационный менеджмент как процесс: постановка цели; сбор, анализ и обработка управленческой информации; выявления альтернатив по решению целей; стратегическое планирование; выбор аудиторий и средств коммуникации; организация работ по реализации планов; мотивация участников; контроль результатов; сбор и анализ информации по предварительным итогам работы по реализации планов. Формирование бюджета, оценка эффективности и результата.

Проблема траспарентности и открытости в деятельности органов власти и местного самоуправления

Политические отношения, связанные с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Утверждение института транспарентности как тенденция в развитых странах, общественно-государственное устройство которых принято называть либерально-демократическим: Швеция (1766 г. Закон о свободе изданий), Финляндия (Закон об открытости публичных документов, 1951 г.), США (Закон о свободе информации, 1966 г.), Дания (Закон о доступе к административным документам, 1970 г.), Норвегия (Закон о гласности в административном управлении, 1970 г.), Франция (Закон о доступе к административным документам, 1978 г.), Нидерланды (Закон об установлении правил открытости административного управления, 1978 г.), Австралия (Закон о свободе информации, 1982 г.), Канада (Закон о доступе к информации, 1982 г.), Новая Зеландия (Закон об административной информации, 1982 г.), Австрия (Закон о раскрытии информации федеральных административных органов, 1987 г.), Бельгия (Закон о раскрытии административного управления, 1994 г), Республика Корея (Закон о раскрытии информации публичных органов, 1996 г.), Япония Закон об опубликовании информации 2001 г.).

Государственное управление и информационная политика.

Соотношение государства и гражданского общества в информационном пространстве. Информационное пространство и информационная политика: точки пересечения. Ментальные особенности российского общества как фактор формирования и реализации информационной политики. Историческая ретроспектива формирования российской ментальности. Процесс медиатизации политики. И.И. Засурский: об информационно-политическом процессе, при котором политическая жизнь, перемещается в символическое пространство средств массовой информации.

Движение России в сторону создания информационного пространства.  Политико-правовое регулирование информационного обмена в информационном пространстве, исключающее ущемление прав граждан и возникновение информационных угроз личности, обществу и государству. Указы Президента Российской Федерации "Вопросы формирования единого информационно-правового пространства Содружества Независимых Государств" и "О совершенствовании информационно-телекоммуникационного обеспечения органов государственной власти и порядке их взаимодействия при реализации государственной политики в сфере информатизации", "Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов" (1995 г.), Закон "Об участии в международном информационном обмене" (1996 г).; "Концепция формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств" (1997); Постановление Правительства РФ № 65 от 28 января 2002 года «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)»; Распоряжение Правительства РФ от 27 сентября 2004 года № 1244-р «Об одобрении Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года»; Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 года № 1789-р «Об одобрении Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах»; Распоряжение Правительства РФ от 17 июля 2006 года № 1024-р «Об одобрении Концепции региональной информатизации до 2010 года»;  Распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2008 года № 632-р «Об одобрении Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» и др.

Государственная информационная политика: содержание и основные концептуальные подходы.

Основные принципы, составляющие основу ГИП РФ: принцип открытости политики - все основные мероприятия информационной политики открыто обсуждаются обществом и государство учитывает общественное мнение; принцип равенства интересов - политика в равной степени учитывает интересы всех участников информационной деятельности вне зависимости от их положения в обществе, формы собственности и государственной принадлежности (единые для всех "правила игры"); принцип системности - при реализации принятых решений по изменению состояния одного из объектов регулирования должны учитываться его последствия для состояния других и всех в совокупности; принцип приоритетности отечественного производителя - при равных условиях приоритет отдается конкурентоспособному отечественному производителю информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг; принцип социальной ориентации - основные мероприятия

Основные задачи государственной информационной политики РФ

ГИП должны быть направлены на обеспечение социальных интересов граждан России; принцип государственной поддержки - мероприятия информационной политики, направленные на информационное развитие социальной сферы финансируются преимущественно государством; принцип приоритетности права - развитие и применение правовых и экономических методов имеет приоритет перед любыми формами административных решений проблем информационной сферы. Основные задачи ГИП РФ: модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры; развитие информационных, телекоммуникационных технологий; эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР), обеспечение широкого, свободного доступа к ним; обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации; подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке; создание необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.

Политико-правовые  основы регулирования информационных отношений

Основные подходы к политико-правовому понятию информации: антропоцентрический, техноцентрический и недетерминированный. Сведения и факты, которые теоретически могут быть получены и усвоены, то есть преобразованы в знания, как суть антропоцентрического подхода. Его применение в современной практике, например,  в российском законодательстве: «Под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления» (Федеральный Закон № 24-Ф3 № «Об информации, информатизации и защите информации» от 25.01.95 г. «Российская газета» № 39 от 22.02.95 г.). Суть техноцентрического подхода как отождествление информации  с данными. Распространение подхода в технических дисциплинах. Например, «информация передается по компьютерным сетям», «информация обрабатывается компьютерами», «информация хранится в базах данных». Зависимость трансформации данных в собственной информацию от многочисленных аппаратных, программных и естественных методов. Применение техноцентрического подхода в правовом регулировании, например Германии, где такие понятия, как информация, доступ к информации, модификация информации, применяется во всех случаях, когда речь идет об эксплуатации технических систем, представляются как данные, доступ к данным, модификация данных. Недетерминированный подход (философский) к понятию информации как отказ от определения информации на том основании, что оно является фундаментальным, как, например, материя и энергия. Например, отсутствие определения информации в «Законе о государственной тайне» и в «Законе о средствах массовой информации», хотя и в том и в другом правовом акте это понятие используется.

Муниципальное управление и информационная политика

 Муниципальная информационная политика: содержание и основные концептуальные подходы. Основные принципы, составляющие основу муниципальной информационной политики: принцип открытости; принцип равенства интересов; принцип социальной ориентации; принцип приоритетности права. Муниципальное управление и соотношение принципов, целей и задач государственной власти и местного самоуправления в информационной политике.  Основные задачи: модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры территории; интеграция с государственными информационными, телекоммуникационными технологиями; создание условий для эффективного формирования и использования местных информационных ресурсов,  обеспечения широкого, свободного доступа к ним; обеспечение граждан общественно значимой информацией; эффективная муниципальная кадровая политика в интересах  построения информационного общества.

Информационная политика и хронологические механизмы политического управления

Политические реформы общества и развитие массовых СМИ; процесс монополизации СМИ; особенности информационной инфраструктуры в национальных границах различных стран;  глобализация информационных процессов.

Тоталитарная и демократическая модель взаимоотношений; теоретические модели  – одноступенчатая и двухступенчатая; понятие «лидера мнений»; соотношение проблемы формирования и выражения общественного мнения.

Информационное взаимодействие органов государственной власти с гражданским обществом.

Деятельность средств массовой информации как реализация интересов разных социальных субъектов; формы регуляции отношений: законодательство, профессиональные кодексы этики, неформализованные способы; влияние форм собственности на деятельность информационных органов; гарантии плюрализма мнений, проблема финансовой свободы и зависимости информационного канала; коммерческая, политическая  и социальная  реклама в средствах массовой информации.

Средства массовой информации и общественное мнение; роль в механизме функционирования демократии; взаимодействие межличностной и массовой коммуникации в процессе формирования общественного мнения; опросы общественного мнения в прессе как текст; профессиональные требования к публикации опросов; влияние рейтингов общественного мнения на процесс принятия решения индивида

Информационно-коммуникационные технологии в государственном и муниципальном управлении

Информационные технологии государственного управления. PR в государственном управлении. Становление информационного права в России. Правовые аспекты Интернета. Информационные войны. Информационная безопасность. Демократия, Интернет,  «электронная демократия». Концепция «Электронное правительство». «Электронная Россия» как инструмент административной реформы. Интегрированные коммуникации и полимедиа в системе современных политических коммуникаций. Имидж  российского государства и государственных служащих

 Госслужба и Интернет.

Интернет в госслужбе. Федеральная исполнительная власть в Интернет. Мировой опыт реализации «электронного правительства». «Электронное правительство»  России. «Электронное правительство» в  контексте «электронной демократии». Федеральная Законодательная власть в Интернет. Избирательный процесс на страницах Интернета. ГАС «Выборы». Судебная власть в Интернет. ГАС «Правосудие». Специфика российского регионального представительства  в Интернет. Органы местного самоуправления в Интернете. «Электронный муниципалитет». Интернет-технологии в деятельности политических партий. Интернет-технологии в формировании  гражданского общества в России. Политические Интернет-технологии: развитие и применение. Информационные технологии лоббизма. Аудитория Интернет. Коммуникации с целевыми аудиториями в сети. СМИ в Интернет. Сетевые СМИ.

Информационная политика и реклама

 Доминирование собственности на знания и информацию как базисная характеристика информационного общества. Информация и знание приобретают свойства товара и способности приносить владельцам "прибавочную стоимость".

Роль рекламы в политической системе общества. Виды  рекламы: коммерческая, социальная, политическая. Понятия эффекта и эффективности рекламы. Цели, задачи и функции рекламы в информационной политике государства; муниципальной информационной политике.

Основы  рекламной коммерческой деятельности: термины, классификация, рекламный процесс, его принципиальная схема, участники, составляющие. Рекламное агентство. Средства распространения  и размещения рекламы; основы медиапланирования; рекламная кампания; современные  рекламные стратегии.

Информационная политика и нейролингвистическое программирование

Использование психологических эффектов массовой коммуникации в информационной политике; понятия подражания и заражения; понятие массовых вкусов; закономерности массового поведения и реклама; психология моды.

Проблемы  развития  отечественного рынка рекламы; мировой рынок рекламы; «интернациональная» реклама; перспективные направления рекламной деятельности.

Исследования в рекламе;  социологические исследования аудитории средств массовой информации и их роль в определении стратегии рекламной деятельности; исследования психологического восприятия  рекламы; социально-психологическое воздействие рекламы на потребителя.

Самоорганизация и самоуправление граждан в информационной политике

Соотношение государственной власти, местного самоуправления и самоорганизации граждан в информационной политике. Местное самоуправление и право граждан на объединение. Информационная политика общественных объединений и политических партий. Лоббистские интересы бизнеса в информационной политике. Информационная политика как бизнес.

Права граждан и основные способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: обнародование (опубликование); размещение в сети Интернет; размещение в помещениях, занимаемых указанными органами,  и в иных отведенных для этих целей местах; ознакомление в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды; присутствие на заседаниях коллегиальных органов; предоставление информации по запросу; другие способы.

Актуальные проблемы теории массовой информации и массовой коммуникации

Актуальные проблемы, обусловленные увеличением роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

Актуальные проблемы, обусловленные возрастанием числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

Актуальные проблемы, обусловленные нарастающей информатизацией общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

Актуальные проблемы, обусловленные созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Актуальные проблемы, обусловленные политическими режимами и формами правления.

 
РАЗДЕЛ 4. «УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН»

4.1.Очная форма обучения

№ п/п

Наименование тем

Всего

В т.ч

аудит.

Лек-

ции 

Пр..

зан.

Сам.

работа

Форма

контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Информационные революции и проблема массовой коммуникации как подсистемы общественно-политического управления.

 6

2

2

 

 4

Вопросы для самоконтроля.

Ответы в форуме

2

 Возникновение и основные этапы становления информационного общества, и его влияние на политическую сферу.

 6

 4

2

2

 2

Вопросы для самоконтроля.

Ответы в форуме

3

Особенности властных отношений в информационном обществе

 6

2

2

 

 4

Вопросы для самоконтроля.

Ответы в форуме 

4

Информационные механизмы политического управления

6

4

2

2

2

Вопросы для самоконтроля.

Ответы в форуме

5

Проблема траспарентности и открытости в деятельности органов власти и местного самоуправления

 6

2

2

 

 4

Вопросы для самоконтроля.

Ответы в форуме

6

Государственная информационная политика: содержание и основные концептуальные подходы.

6

4

2

2

2

Вопросы для самоконтроля.

Ответы в форуме

7

Основные задачи государственной информационной политики РФ

 6

2

2

 

 4

Вопросы для самоконтроля.

Ответы в форуме

8

Государственная информационная политика

 6

 4

2

2

 2

 Вопросы для самоконтроля.

Ответы в форуме

9

Политико-правовые основы регулирования информационных отношений

 6

2

2

 

 4

 Вопросы для самоконтроля.

Ответы в форуме

10

Муниципальное управление и информационная политика

 6

 4

2

2

 2

 Вопросы для самоконтроля.

Ответы в форуме

11

Рубежная аттестация № 1

2

 

 

 

2

Рубежное тестирование

12

Информационная политика и хронологические механизмы политического управления

 6

2

2

 

 4

Вопросы для самоконтроля.

Ответы в форуме

13

Информационное взаимодействие органов государственной власти с гражданским обществом

6

4

2

2

2

Вопросы для самоконтроля.

Ответы в форуме

14

Информационно-коммуникационные технологии в государственном и муниципальном управлении

 6

2

2

 

 4

Вопросы для самоконтроля.

Ответы в форуме

15

Госслужба и интернет.

6

4

2

2

2

Вопросы для самоконтроля.

Ответы в форуме

16

Информационная политика и реклама

 6

2

2

 

 4

Вопросы для самоконтроля.

Ответы в форуме

17

Информационная политика и нейролингвистическое программирование

 6

 4

2

2

 2

Вопросы для самоконтроля.

Ответы в форуме

18

Самоорганизация и самоуправление граждан в информационной политике

 6

2

2

 

 4

Вопросы для самоконтроля.

Ответы в форуме

19

Актуальные проблемы теории массовой информации и массовой коммуникации

6

4

2

2

2

Вопросы для самоконтроля.

Ответы в форуме

 

Рубежная аттестация № 2

6

 

 

 

6

 Итоговое тестирование

 

Промежуточная аттестация:

 

 

 

 

 

Зачет

 

Итого:

 98

54

36

18

 44

 

 

4.2.Заочная форма обучения  

4.2.1.  Заочная форма обучения на базе среднего образования

№ п/п

Наименование тем

Всего

В т.ч

аудит.

Лек-

ции 

Пр..

зан.

Сам.

работа

Форма

контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Информационные революции и проблема массовой коммуникации как подсистемы общественно-политического управления.

 6

 

 

 

 6

Вопросы для самоконтроля.

2

 Возникновение и основные этапы становления информационного общества, и его влияние на политическую сферу.

 6

 

 

 

 6

Вопросы для самоконтроля.

3

Особенности властных отношений в информационном обществе

 6

 4

2

2

 2

Вопросы для самоконтроля.

Ответы в форуме 

4

Информационные механизмы политического управления

6

 

 

 

 6

Вопросы для самоконтроля

 

5

Проблема траспарентности и открытости в деятельности органов власти и местного самоуправления

 6

 

 

 

 6

Вопросы для самоконтроля.

6

Государственная информационная политика: содержание и основные концептуальные подходы.

6

 

 

 

 6

Вопросы для самоконтроля.

 

7

Основные задачи государственной информационной политики РФ

 6

 

 

 

 6

Вопросы для самоконтроля.

8

Государственная информационная политика

 6

 

 

 

 6

 Вопросы для самоконтроля

 

9

Политико-правовые основы регулирования информационных отношений

 6

 

 

 

 6

 Вопросы для самоконтроля.

10

Муниципальное управление и информационная политика

 6

 

 

 

6

 Вопросы для самоконтроля.

11

Рубежная аттестация № 1

 

 

 

 

 

Рубежное тестирование

12

Информационная политика и хронологические механизмы политического управления

 6

 

 

 

6

Вопросы для самоконтроля.

13

Информационное взаимодействие органов государственной власти с гражданским обществом

6

4

2

2

2

Вопросы для самоконтроля.

Ответы в форуме

14

Информационно-коммуникационные технологии в государственном и муниципальном управлении

 6

 

 

 

 6

Вопросы для самоконтроля.

15

Госслужба и интернет.

6

 

 

 

 6

Вопросы для самоконтроля.

16

Информационная политика и реклама

 6

 

 

 

 6

Вопросы для самоконтроля.

17

Информационная политика и нейролингвистическое программирование

 6

 

 

 

 6

Вопросы для самоконтроля.

18

Самоорганизация и самоуправление граждан в информационной политике

 6

 

 

 

 6

Вопросы для самоконтроля.

19

Актуальные проблемы теории массовой информации и массовой коммуникации

6

4

2

2

2

Вопросы для самоконтроля.

Ответы в форуме

 

Рубежная аттестация № 2

 8

 

 

 

8

 Итоговое тестирование

 

Промежуточная аттестация:

 

 

 

 

 

Зачет

 

Итого:

 98

12

6

6

86

 

 

4.2.2. Заочная форма обучения на базе высшего (среднего) профессионального образования

 

№ п/п

Наименование тем

Всего

В т.ч

аудит.

Лек-

ции 

Пр..

зан.

Сам.

работа

Форма

контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Информационные революции и проблема массовой коммуникации как подсистемы общественно-политического управления.

 6

 

 

 

 6

Вопросы для самоконтроля.

2

 Возникновение и основные этапы становления информационного общества, и его влияние на политическую сферу.

 6

 

 

 

 6

Вопросы для самоконтроля.

3

Особенности властных отношений в информационном обществе

 6

 4

2

2

 2

Вопросы для самоконтроля.

Ответы в форуме 

4

Информационные механизмы политического управления

6

 

 

 

 6

Вопросы для самоконтроля

 

5

Проблема траспарентности и открытости в деятельности органов власти и местного самоуправления

 6

 

 

 

 6

Вопросы для самоконтроля.

6

Государственная информационная политика: содержание и основные концептуальные подходы.

6

 

 

 

 6

Вопросы для самоконтроля.

 

7

Основные задачи государственной информационной политики РФ

 6

 

 

 

 6

Вопросы для самоконтроля.

8

Государственная информационная политика

 6

 

 

 

 6

 Вопросы для самоконтроля

 

9

Политико-правовые основы регулирования информационных отношений

 6

 

 

 

 6

 Вопросы для самоконтроля.

10

Муниципальное управление и информационная политика

 6

 

 

 

6

 Вопросы для самоконтроля.

11

Рубежная аттестация № 1

 

 

 

 

 

Рубежное тестирование

12

Информационная политика и хронологические механизмы политического управления

 6

 

 

 

6

Вопросы для самоконтроля.

13

Информационное взаимодействие органов государственной власти с гражданским обществом

6

2

2

 

4

Вопросы для самоконтроля.

14

Информационно-коммуникационные технологии в государственном и муниципальном управлении

 6

 

 

 

 6

Вопросы для самоконтроля.

15

Госслужба и интернет.

6

 

 

 

 6

Вопросы для самоконтроля.

16

Информационная политика и реклама

 6

 

 

 

 6

Вопросы для самоконтроля.

17

Информационная политика и нейролингвистическое программирование

 6

 

 

 

 6

Вопросы для самоконтроля.

18

Самоорганизация и самоуправление граждан в информационной политике

 6

 

 

 

 6

Вопросы для самоконтроля.

19

Актуальные проблемы теории массовой информации и массовой коммуникации

6

4

2

2

2

Вопросы для самоконтроля.

Ответы в форуме 

 

Рубежная аттестация № 2

 8

 

 

 

8

 Итоговое тестирование

 

Промежуточная аттестация:

 

 

 

 

 

Зачет

 

Итого:

 98

12

6

4

86

 

 

РАЗДЕЛ 5. «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ»

6.1.  Примерная тематика рефератов

E-government – сущность и основное содержание

Виртуализация жизни как особенность культуры информационного общества

Государственная информационная политика: содержание и основные концептуальные подходы

Что такое «клип-культура» и ее роль в информационной политике

Информационное общество как продукт политической культуры

Информационное пространство и информационная политика: точки пересечения

Информационные системы федеральных органов исполнительной власти

Концепция государственной информационной политики

Коррекция виртуальных образов России как задача государственной информационной политики

Ментальная идентичность как базовый элемент формирования государственной информационной политики

Ментальные особенности российского общества как фактор формирования и реализации информационной политики

Налаживание эффективных взаимоотношений с другими странами как одна из задач информационной политики

Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере и их обеспечение

Определение и содержание государственной информационной политики

Организация доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Основные требования при обеспечении доступа к этой информации

Основное содержание Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»

Основные положения государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации

Основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

Особенности информационной политики муниципального образования

Особенности обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в различных сферах общественной жизни

Особенности Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»

Политико-правовые аспекты реализации права граждан на доступ к информации о деятельности органов власти и местного самоуправления в Российской Федерации

Понятие об информационном обществе

Потребление информации как манипуляция знаками и символический обмен

Проблема качества государственного управления в мировом контексте

СМИ как объект и субъект государственной информационной политики России

СМИ как пространство обращения капитала известности

Содержание информации и организация доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет

Содержание Окинавской хартии Глобального информационного общества

Социально-политическая практика реализации права граждан на доступ к информации о деятельности органов власти и местного самоуправления в Российской Федерации

Способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

Сущность сетевого характера информационной культуры

Техно-центристский и культуро-центристский подходы к информации и коммуникации

Транспарентность административно-государственного управления: Россия и зарубежный опыт

 

6.2. Вопросы для самоконтроля и подготовки к зачету 

Причины и  последствия информационных революций.

"Информационный взрыв", как нарастание противоречие между традиционными информационными технологиями и нараставшими объемами информации.

Возникновение и основные этапы становления информационного общества и его  влияние на политическую сферу.

Информационное общество: понятие и признаки.

Особенности властных отношений в информационном обществе.

Особенности теории межличностной, специализированной и массовой коммуникации.

Представление о коммуникации как о процессе и  структуре

Коммуникационный менеджмент как процесс

Политические реформы общества и развитие массовых СМИ

Глобализация информационных процессов.

Соотношение проблемы формирования и выражения общественного мнения.

Деятельность средств массовой информации как реализация интересов разных социальных субъектов

Деятельность средств массовой информации как реализация интересов разных политических субъектов

Деятельность средств массовой информации как реализация интересов разных экономических субъектов

Проблема финансовой свободы и зависимости информационных каналов

Средства массовой информации и общественное мнение

Основные подходы к политико-правовому понятию информации

Политические отношения, связанные с обеспечением доступа к информации

Утверждение института транспарентности как тенденция в развитых странах

Права граждан и основные способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

Доминирование собственности на знания и информацию как базисная характеристика информационного общества

Роль рекламы в политической системе общества.

Цели, задачи и функции рекламы в информационной политике государства

Цели, задачи и функции рекламы в муниципальной информационной политике.

Основы  рекламной коммерческой деятельности

Основы медиапланирования

Использование психологических эффектов массовой коммуникации в информационной политике

Проблемы  развития  отечественного рынка рекламы

Соотношение государства и гражданского общества в информационном пространстве.

 Информационное пространство и информационная политика

Ментальные особенности российского общества как фактор формирования и реализации информационной политики

Историческая ретроспектива формирования российской ментальности

Процесс медиатизации политики

Движение России в сторону создания информационного пространства

Политико-правовое регулирование информационного обмена в информационном пространстве

Государственная информационная политика: содержание и основные концептуальные подходы.

Основные принципы, составляющие основу государственной информационной политики

Муниципальная информационная политика: содержание и основные концептуальные подходы

Основные принципы, составляющие основу муниципальной информационной политики

Информационные технологии государственного управления

PR в государственном управлении.

Становление информационного права в России

«Электронная Россия» как инструмент административной реформы

Имидж  российского государства и государственных служащих

 Госслужба в Интернет. Интернет в госслужбе.

Федеральная исполнительная власть в Интернет.

Мировой опыт реализации «электронного правительства». «Электронное правительство»  России.

«Электронное правительство» в  контексте «электронной демократии».

Федеральная Законодательная власть в Интернет.

Избирательный процесс на страницах Интернета.

Судебная власть в Интернет.

Специфика российского регионального представительства  в Интернет.

Органы местного самоуправления в Интернете.

«Электронный муниципалитет».

Интернет-технологии в деятельности политических партий.

Интернет-технологии в формировании  гражданского общества в России.

Политические Интернет-технологии: развитие и применение.

 Информационные технологии лоббизма.

Соотношение государственной власти, местного самоуправления и самоорганизации граждан в информационной политике.

Местное самоуправление и право граждан на объединение.

Информационная политика общественных объединений и политических партий.

Лоббистские интересы бизнеса в информационной политике.

Информационная политика как бизнес.

Актуальные политические проблемы, обусловленные увеличением роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

Актуальные политические проблемы, обусловленные возрастанием числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

Актуальные политические проблемы, обусловленные нарастающей информатизацией общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

Актуальные проблемы информационной политики, обусловленные созданием глобального информационного пространства

Актуальные проблемы информационной политики, обусловленные политическими режимами и формами правления

 

РАЗДЕЛ 6. «КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ».

6.1.Оценка работы студентов в рейтинговых баллах

6.1.1.      Распределение рейтинговых баллов  по  видам работ и формам контроля в рубежные аттестации

Виды контроля,  успеваемости

Количество баллов

Рубежная аттестация 1

Рубежная аттестация 2

Итого (max)

Посещение лекций

1 балл за лекцию (max 6)

1 балл за лекцию 1 (max 4)

max

не более 10

Написание конспектов лекций (6 лекций; 4 лекций)

 1 балл за один традиционный конспект (max 6)

2 балла за один электронный конспект (max 12)

 1 балл за один традиционный конспект (max 8)

 1 балл за один электронный конспект (max 16)

max 

не более 20

Работа на практических занятиях

1 балл за посещение;

3-5 за доклад,  участие в обсуждении, в рабочей группе и т.п.)

(max 30)

1 балл за посещение;

3-5 за доклад,  участие в обсуждении, в рабочей группе и т.п.)

(max 35)

max

не более 30

Прохождение тестирования

(обязательно)

Отлично – 20 баллов

хорошо - 15 баллов

удовлетворительно - 10 баллов

Отлично – 60 баллов

хорошо - 50 баллов

удовлетворительно - 40 баллов

 

max

не более 80

Итого за рубежную аттестацию (max)

max не более 50

max не более 70

max  

не более 100

Выполнение самостоятельной работы (реферат по теме)

 

max

не более 20

Др. виды работ, определяемые  преподавателем

max не более 10

max не более 10

max

не более 10

Итоговая аттестация

 

отлично

91-100 баллов

хорошо

71-90

 баллов

удовлетворительно

51-70

 баллов

 

Итого по дисциплине

 

 

max  100

 

6.1.2.           Пояснения и методические рекомендации

 Распределение рейтинговых баллов по  видам работ и формам контроля в рубежные аттестации доводятся до обучаемых в начале изучения дисциплины, а также в начале изучения каждого модуля.

Оценка конспектов лекций. Традиционный конспект ( на бумаге) должен содержать материалы (записи) слушателя из лекции преподавателя и результаты доработки изучаемой темы в ходе самостоятельной работы (глоссарий, выписки, схемы, цитаты и.т.п. из  изученной обязательной и дополнительно рекомендованной литературы).

Электронный конспект должен быть оформлен c помощью стандартного пакета программного обеспечения Microsoft Office. Структурирование изученных вопросов, тем, модулей и другого обработанного материала должно быть оформлено с  использованием гиперссылок. Использование других прикладных программ повышает оценочный коэффициент не менее чем в 1,5 раза.

Студент имеет право вести аудио конспект лекций. Аудио конспект в рейтинговой оценке не учитывается.

Оценка работы на практических занятиях. Оценивается преподавателем по 5-бальной шкале. Особое внимание наряду с оценкой знаний уделяется привитию навыков и умений публичного выступления и ведения дискуссии.

Инструкция по тестированию.

1. Скачайте тестовый файл в Виртуальном учебно-методическом кабинете кафедры ГМУ ТФ РАНХ И ГС. Или возьмите на кафедре ГМУ ТФ РАНХ И ГС.

2. Запустите тестовый файл  на своем компьютере.

3. Внимательно прочитайте инструкцию к тесту.

4. Введите свою фамилию, номер учебной группы.

5. Выберите свой вариант ответа на вопрос из предложенных  ответов

6. Перейдите к следующему вопросу.

7. В конце теста Вы увидите свою оценку. Так же можете посмотреть, на какие вопросы Вы ответили правильно, на какие нет.

8. Сохраните протокол в файл и отправьте его по e-mail: virmk@yandex.ru, или сохраните на любом удобном для Вас носителе,  или распечатайте и сдайте преподавателю.

Рубежная аттестация осуществляется в форме собеседования. Студент (слушатель) в обязательном порядке самостоятельно проходит рубежное тестирование  и представляет при аттестации преподавателю конспект лекций и протокол тестирования. Преподаватель с учетом оценки работы студента на семинарских (практических) занятиях выставляет слушателю оценку с максимальным рейтингом не более 50 баллов.

Оценка самостоятельной работы. Под самостоятельной работой подразумевается творческая исследовательская работа, направленная на  более глубокое  усвоение изучаемого курса, формирование навыков исследовательской работы, ориентированных  на умение применять теоретические знания на практике: - конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;  проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) и подготовка к участию в тематических дискуссиях и деловых играх;  работа с законодательством и иными нормативными документами; поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору; выполнение курсовых и контрольных работ, творческих (проектных) заданий;  решение задач, упражнений; написание рефератов (эссе); работа с текстами и вопросами для самопроверки; выполнение переводов на иностранные языки / с иностранных языков; моделирование и / или анализ конкретных проблемных ситуаций (ситуации); обработка статистических данных, нормативных материалов; анализ статистических и фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа; подготовка к занятиям и контрольным мероприятиям и т.д.

Реферат по теме. Выполнение данного вида самостоятельной работы осуществляется студентом по согласованию темы с преподавателем. Тема выбирается слушателем самостоятельно в соответствии с программой дисциплины.  Задание выполняется в письменной форме и сдается преподавателю на электронном и бумажном носителе. Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении нескольких источников научной и иной литературы по теме исследования (не менее 2-5 источников) в размере не менее  5 страниц и не более 15 (без титульного листа). Письменная работа включает: титульный лист, текст исследования, библиографический список.

Текст должен быть представлен в печатном виде с соблюдением всех правил оформлению. Оформление библиографии должно соответствовать требованиям ГОСТ 705-2008 "Система стандартов по информации,  библиотечному и издательскому делу. БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ССЫЛКА. Общие требования и правила составления".

Критерий оценки:

- полнота раскрытия темы и логика изложения – не более 10 баллов;

- наличие собственных выводов, обобщений, критического анализа – не более 5 баллов;

- оформление реферата – не более 5 баллов.

Другие виды работ, определяемые  преподавателем – степень активного участия студента во время лекционного занятия (комментарии по проблемным вопросам, участие в дискуссии и т.д.)

Рейтинговая аттестация осуществляется в форме собеседования. Студент (слушатель) в обязательном порядке самостоятельно проходит итоговое тестирование  и представляет при 2-ой рубежной аттестации преподавателю конспект лекций и протокол итогового тестирования. Преподаватель с учетом оценки работы студента на семинарских (практических) занятиях выставляет слушателю оценку с максимальным рейтингом не более  100 баллов. Если не пройдено 1-е рубежное тестирование, то набранная сумма баллов уменьшается на 10 баллов.

Слушатель аттестуется:

"ЗАЧТЕНО"  - если  в сумме по итогам рубежных аттестаций студент набрал 51 - 70 баллов.

Рекомендации:  30-49 баллов  - «НЕЗАЧТЕНО» («неудовлетворительно») с возможностью повторной сдачи дисциплины;  0-29 баллов «НЕЗАЧТЕНО»  («неудовлетворительно») с обязательным повторным изучением дисциплины.

Слушатели, набравшие в сумме менее 50 баллов,  в обязательном порядке сдают устный экзамен (зачет). Студенты, желающие повысить свою итоговую оценку, так же сдают устный экзамен (зачет).

 

6.2.Промежуточная аттестация

Осуществляется на основании рейтинговой оценки или в форме собеседования. Критерии аттестации студента: знание теоретического материала по предметной области; глубина изучения истории предметной области и знание дополнительной литературы;  умение связать теоретические знания с практической деятельностью; глубина и полнота ответов на контрольные и уточняющие вопросы.

6.2.1. Зачет. Слушатель аттестуется:

«ЗАЧТЕНО» - минимальный объем знаний, являющийся основанием для выставления оценки студенту, который знает основной материал, но при этом не усвоил его деталей и допускает в ответе неточности, в основном правильно формулирует основные законы и правила, но затрудняется в выполнении практических задач;

«НЕЗАЧТЕНО» - выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, с затруднениями выполняет практические задания.

 

РАЗДЕЛ 8. «СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ».

 

Основная литература.

Виртуальный учебно-методический кабинет: в помощь студентам и преподавателям/ Авт. и сост. Санжаревский И.И., д.полит.н., проф.  -  URL: http://www.umk.virmk.ru/study/index.htm  (дата обращения 01.09.2012).

Информационная политика: Учебник/ Под общ. ред. В.Д.Попова. - М.: Изд-во РАГС, 2003. 459 с.

Политическая наука: учебно-методический комплекс (Мультимедийное электронное учебное пособие) / Авт. и сост. Санжаревский И.И., д.полит.н., проф. Т., 2012. - 1 CD-ROM. М.: ВНТИЦ, 2008. №50200801141

Политическая наука: виртуальный учебно-методический комплекс / Авт. и сост. Санжаревский И.И., д.полит.н., проф.  - URL: http://www.virmk.ru  (дата обращения 01.09.2012).

Соловьев А.И. Политология: политическая теория. Политические технологии: учебник. / 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во: Аспект-пресс. 2010. 575 с.

                                              

Дополнительная литература.

 Хрестоматии, словари.

Политическая наука: электронная хрестоматия)/ Авт. и сост. Санжаревский И.И., д.полит.н., проф . - URL:   http://www.read.virmk.ru (дата обращения 01.09.2012).

Политическая наука: словарь-справочник)/ Авт. и сост. Санжаревский И.И., д.полит.н., проф.  -  URL:http://www.glos.virmk.ru (дата обращения 01.09.2012).

 

Учебные материалы  на «Виртуальный учебно-методический кабинет: в помощь студентам и преподавателям»/ Авт. и сост. Санжаревский И.И., д.полит.н., проф.  -  URL: http://www.umk.virmk.ru/study/VMK/info-politic/4GZV/sam-rab-ip.htm  (дата обращения 01.09.2012):

Транспарентность административно-государственного управления: японский вариант

 

Органы государственной власти Российской Федерации

Официальная Россия. Официальный сервер органов государственной власти Российской Федерации. URL: http://www.gov.ru (дата обращения 01.09.2012).

Информационный портал органов государственной власти Тамбовской области. URL: http://www.tambov.gov.ru (дата обращения 01.09.2012).

 

Библиотечные, научные, образовательные internet-ресурсы.

Библиотека «Полка букиниста». URL:  http://polbu.ru. (дата обращения 01.09.2012).

Виртуальный учебно-методический кабинет для студентов и преподавателей. / Авт. и сост. Санжаревский И.И., д.полит.н., проф.   Тамбов, 2010. URL: http://www.virmk.narod.ru (дата обращения 01.09.2012).

Научная электронная библиотека  «eLIBRARY.RU».  URL: http://www.e-library.ru  (дата обращения 01.09.2012).

Орловская региональная академия государственной службы (Тамбовский филиал). URL http://www.tmborags.ru (дата обращения 01.09.2012).

Российская Академия наук Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН РАН). URL:  http://www.inion.ru  (дата обращения 01.09.2012).

Российская государственная библиотека. URL:  http://www.rsl.ru (дата обращения 01.09.2012).

Тамбовский библиотечный портал. URL: http://www.tambovlib.ru (дата обращения 01.09.2012).

Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. URL: http://www.rusrand.ru   (дата обращения 01.09.2012).

Электронная Библиотека Гумер: Гуманитарные науки.  URL: http://www.gumer.info  (дата обращения 01.09.2012).

Электронная библиотека:  Право России.  URL: http://www.allpravo.ru/library (дата обращения 01.09.2012).

Электронная Интернет библиотека IQlib.ru – электронные учебники и учебные пособия.  URL: http://www.iqlib.ru   (дата обращения 01.09.2012).

 Периодические издания

Политическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал (Сетевое электронное издание, ISSN  2221-7703) )/ Авт. и сост. Санжаревский И.И., д.полит.н., проф.   Сайт. 2011. URL: http://www.политуправление.рф   (дата обращения 1.09.2011)

 «Сетевой портал журнала ПОЛИС». URL http://www.polisportal.ru (дата обращения 01.09.2012).

Вестник Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. URL http://oad.rags.ru/vestnikrags/index.htm (дата обращения 01.09.2012).

Газета.ru. URL: http://www.gazeta.ru (дата обращения 01.09.2012).

Государственное управление. Электронный вестник». URL: http://e-journal.spa.msu.ru  (дата обращения 01.09.2012).

Гуманитарные и социальные науки: электронный журнал. URL: http://www.hses-online.ru  (дата обращения 01.09.2012).

КоммерсантЪ. URL http://www.kommersant.ru  (дата обращения 01.09.2012).

Независимая газета. URLhttp://www.ng.ru  (дата обращения 01.09.2012).

Полис. URL http://www.politstudies.ru  (дата обращения 01.09.2012).

Политический журнал. URLhttp://www.politjournal.ru  (дата обращения 01.09.2012).

Российская газета. URLhttp://www.rg.ru  (дата обращения 01.09.2012).

 

 

 

Приятной работы и творческих успехов!

© С уважением, Санжаревский Игорь Иванович, доктор политических наук, профессор

  virmk@yandex.ru         sanzigor@yandex.ru      ©