В помощь соискателю
ученой степени
(аспирантура)
41.06.01
ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ И РЕГИОНОВЕДЕНИЕ
(Мультимедийный комплекс учебных, методических пособий,
учебной литературы и справочных материалов)


  • М Е Д И А Т Е К А
  • М Е Д И А Т Е К А

41.06.01.01 (23.00.02) Политические институты, процессы и технологии
Актуальные проблемы политического управления в современной России
 

Тема 1. Методология политического управления и исторические аспекты трансформации представлений о государственном и политическом управлении
Соотношение функций управления и регулирования в политической системе. Управление и самоорганизация, их соотношение. Пределы возможностей управления и самоорганизации. Интегративно-процессуальное понятие политического управления. Методология политического управления: между силой, принуждением и убеждением, внушением, верой.
Наилучшие формы правления и возможности самоорганизации, самоуправления в политической мысли Древней Греции и Рима. Теории происхождения государства и власти Платона, Аристотеля. Наилучшие формы правления и идеальное государство Платона. Наихудшие формы правления, отождествление самоорганизации и самоуправления с охлократией. Цицерон о преимуществе смешанного правления и роли личности в политике. Наследственная и избирательная монархия в Древнем Риме. Стоический универсализм, идеи естественного равенства и общечеловеческого права, космополитизм. Особенности интерпретации наилучших форм правления и возможностей самоорганизации, самоуправления в политической мысли Древнего Востока: буддизм, и даосизм о реинкарнации и дао (кит. - путь, бог), конфуцианство и ненасильственные методы правления.
Средневековые христианские социально-политические идеи о наилучшей форме правления, государственной и божественной власти. Особенности анализа политики Н. Макиавелли и идеи Полибия о возникновении государства и круговороте форм правления. Теория государственного суверенитета Ж. Бодена и наилучшая форма правления: суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический и демократический характер.
Секуляризация и политико-правовое учение Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Конституционная монархия и права человека. Учение Локка о государстве и праве. Теория разделения властей и первый в истории билль о правах человека (1689). Томас Джефферсон и развитие теории разделения властей. Особенности Билля о правах человека в США (1789) и Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789). Права человека и развитие самоорганизации общества.
Социально-политические идеи XIX в. о наилучших формах государственного правления и направлениях развития общества и государственности. Развитие гуманитарного знания, приобретение самостоятельности социологии, политологии, экономической науки. Переоценка охлократии: анархизм и возможности самоуправления, самоорганизации, отношение к государству и принуждению.
Политическая теория и практика ХХ в. в поисках наилучших форм правления и возможностях самоорганизации, самоуправления. Революционные движения и преобразования. Мировые войны. Лига Наций и ООН. Принятие Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года Всеобщей декларации прав человека. Открытие к подписанию 15 октября 1985 года Европейской хартии местного самоуправления.
Тема 2. Механизмы политического управления и приоритетность
Соотношение государственных и общественных механизмов политического управления. Право, мораль, религия, наука как институциональные механизмы политического управления.
Соотношение методов принуждения и убеждения в политическом управлении. Внушение и вера. Определяющая роль методологии в определении приоритетности механизмов политического управления.
Насильственные и ненасильственные механизмы политического управления. Силовые механизмы политического управления. Экономические и финансовые механизмы политического управления.  Интерпретационные (фактологические) и хронологические (исторические) механизмы политического управления. Мировоззренческие и культурные механизмы политического управления. Информационные механизмы политического управления.
Приоритет насильственных механизмов в политическом управлении и традиционное понимание места и роли государства в политическом управлении
Традиционное понимание государства как аппарата насилия. Сохранение тенденции отождествления понятий насилие и власть в теории и исторической практике государственного строительства, восходящей к трудам Аристотеля, отождествившего политику с государственным устройством и определившим государство как «общение политическое», и трудам Платона, установившего, что государство - это власть, а власть - это насилие. История человечества как история войн, военных конфликтов.
Насильственные механизмы в политическом управлении: война, геноцид. Революции и проблема смены политических режимов в истории политического процесса. Традиционное право и институциональный механизм государственного насилия.
Тема 3. Приоритет интерпретационных и хронологических механизмов в политическом управлении или политика истории
Легальность и легитимность правителей и политических режимов. Краткая история смены правящих династий в России и за рубежом. Интерпретация исторических фактов как способ обоснования легитимности. Родовая наследственная интерпретация легитимности права управления: престолонаследие и принцип избирательности престола. Религиозная интерпретация легитимности прав на управление.  Церковь и государство. Сословно-представительная интерпретация легитимности права управления. Право и как институциональное закрепление легальности политических режимов.
Временная интерпретация исторических событий как хронологический механизм политического управления. Календари и проблемы датировки исторических событий. Противоречие между результатами датировки, полученными методами естественных наук и гуманитарных. Проблема временных сдвигов исторических событий и интерпретация незыблемости государственности и этногенеза.
Хронология, как знание, позволяющее определять временной интервал между историческим фактом и настоящим временем. Римская хронология как фундамент европейской хронологии. Новая хронология. Естественно-научные методы датирования, используемые в «новой хронологии». Генетические методы исследования и концептуальные корректировки истории и датировки событий.
Тема 4. Приоритет экономических механизмов в политическом управлении и политика освоения ресурсов
Представления о видах ресурсов. Природные ресурсы. Модель пяти сил Портера: люди (manpower); деньги (money); методы (methods); материалы (materials); машины (machines). Экономика и ресурсные теории развития (RBV - resource-based view). Конкурентное преимущество ключевых ресурсов (Барни Джей): ценность (valuable); редкость (rare); неидеальная воспроизводимость (imperfectly imitable); незаменимость (non-substitutable). Постулаты (Барни Джей, Пфеффер Дж.) теория ресурсной зависимости (RDT) любой организации: постоянная тенденция к внутренним и внешним коалициям, возникающим из социальных обменов, в целях влияния и контроля; содержание в окружающей среде дефицитных и ценных ресурсов, необходимых для выживания; власть как постоянная необходимость приобретения контроля над ресурсами, которые минимизируют зависимость от других организаций и контроль над ресурсами, которые максимизируют зависимость других организаций на себя. Экономика как удовлетворение возрастающих потребностей в условиях ограниченности ресурсов. Роль государства в обеспечении ресурсами.
Зарождение ненасильственных тенденций в государственном управлении. Экономическая самоорганизация как доступ к ресурсам без насилия.  Влияние степени экономической самоорганизации на политические режимы. Развитие науки и возрастание роли экономических механизмов политического управления. Теория волн (Н.Д. Кондратьев, Э. Тоффлер) и эпохальные смена аграрных ресурсов на индустриальные, информационные. Прогноз смены информационных ресурсов в XXI веке более активными ресурсами - знаниями (ноосферой). Время как интегральный ресурс других видов ресурсов: человеческих, материальных, финансовых, технических, технологических.
Приоритет финансовых механизмов в политическом управлении и политическая роль банковской системы. Рынок товаров, услуг и рынок ценных бумаг. Финансы как самоорганизация и государственный институт. История становления банковской системы в России. Образование в 1727 году Монетной конторы при Монетном и Денежном дворах Санкт-Петербурга для осуществления ломбардных операции под 8% годовых с залогом разного рода золотых и серебряных вещей, для «чужестранных и прочих» под 12-20%. Господство ростовщичества на русском кредитном рынке (10-20%) В первой половине XVIII в. Учреждение в 1754 году первых заемных банков («Дворянский заемный банк» и «Купеческий банк») в Москве и Санкт-Петербурге для проведения финансовой политики и предоставления ссуд под 6% годовых дворянам под залог их родовых имений и земель, купцам под залог товаров. Централизация банковской сферы: создание в 1817 году Государственного коммерческого банка и его реорганизация в 1860 году в Государственный банк Российской империи. История становления банковской системы за рубежом. Основание Банка Англии в 1694 г. по Акту Парламента в качестве банка Правительства Англии и его национализация в 1946 году. (Первый и второй банки Соединённых Штатов (1791, 1816) и «эра свободных банков» в США (1837-1862). Учреждение в 1913 году Федеральной резервной системы США (ФРС) - объединение 12 федеральных резервных банков, выполняющих в совокупности функции Центрального банка США, а также коммерческих банков, являющиеся членами ФРС.
Финансы как государственный денежно-кредитный институт. Государственная финансово-кредитная система как власть. Институциональная независимость центрального банка (Россия), федеральной системы (США) от традиционных государственных ветвей власти: исключительность права денежной эмиссии и организации денежного обращения; независимость в принятии решений о кредитно-денежной политике (не должны быть одобрены ни президентом ни какой-либо из ветвей власти,  самостоятельное финансирование всей деятельности, срок полномочий членов совета управляющих охватывает несколько сроков президентских полномочий и членов парламента);  осуществление централизованного контроля над коммерческой банковской системой.

Тема 5. Массовые коммуникации как подсистемы политического управления
Массовые коммуникации и информационные революции: связанные с изобретением письменности, вызванные изобретением книгопечатания (XVI в.), обусловленные изобретением электричества (конец XIX века), связанные с изобретением персонального компьютера и созданием распределенной системы «всемирной паутины» (англ. W.W.W. - World Wide Web), предоставляющей доступ к связанным между собой документам, расположенным на различных компьютерах, и всемирная системы объединённых компьютерных сетей Интернет (англ. Interne). Бурный рост потоков и объемов информации, "информационный взрыв". Преодоление противоречий между традиционными информационными технологиями и нараставшими объемами информации.
Массовые коммуникации и возрастание динамики социокультурных, экономических и политических отношений. Волновая теория (Н.Д. Кондратьев, Э. Тоффлер) и временные характеристики смены приоритета ресурсов: аграрных на индустриальные, индустриальных на технологические, информационных на знания (ноосфера). Соотношение частот биологического и социального времени и их взаимосвязь как «закон времени». Закон времени и изменение логики социального, экономического и политического поведения.
Мировоззрение как информационный механизм политического управления. Причины и  последствия информационных революций. Влияние информационных революций на политическую сферу, культуру, мировоззрение и образование. Мировоззрение как приоритетный механизм политического управления. Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема открытости и закрытости общественно-политических систем. Открытое общество - проблемы транспарентности власти и открытости социально-экономических систем.
Изменение логики социального, экономического и политического поведения и первые политические доклады об информационном обществе: отчёты японскому правительству «Японское информационное общество: темы и подходы» и «Контуры политики содействия информатизации японского общества» (профессор Токийского технологического института Ю. Хаяши 1969 г.), «План информационного общества» (1971 г.). Научно-практическое обоснование теории информационного общества в 80-90-е годы: Йошита Масуда, Збигнев Бжезинский, Дж. Нэсбитт. Теория Олвина Тоффлера как классическая теория информационного общества.
Мировоззрение как интегративные процессы и тенденции гуманитарного знания и естественных наук. Коммуникативность (общение ученых) как условие создания нового социально-гуманитарного знания и выражение социокультурной природы научного познания. Научные конвенции (соглашения, договоренности) как необходимость и следствие коммуникативной природы познания. Стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта. Индоктринация как внедрение и распространение какой-либо доктрины, как одно из следствий коммуникативности науки.
Тема 6. Информационные приоритеты политического управления и хронология
Идеологические приоритеты политического управления. Идеологические проблемы в истории древнего мира: проблема наследственной и избираемой монархии, проблемы мифологии и монотеизма. Идеология «святой инквизиции» как средневековый приоритет политического управления. Процесс секуляризации и научные идеологии. Проблема государственности: теология или идеология?
Возрастание роли науки в государственном управлении и частоты смены технологий в общественном развитии. Изменения логики человеческого поведения и роли государства в общественном развитии. Средства массовой информации и традиционное понимание информационных приоритетов политического управления. Культура, образование как информационный механизм индокринации в политическом управлении и содержательная институализация информации.
Тема 7. Самоорганизация общества и государственное управление. Коммунитарная теория политического управления.
Проблема выборности-наследственности в политике и проблема сословности-профессионализма. История институализации прав человека, собственность как основа самоорганизации. Права человека и рыночная и финансовая самоорганизация. Возрастание роли процессов самоорганизации в политическом управлении и изменение приоритетов государственного управления.
Демократия и самоорганизация. Коммунитаризм и трехсекторная модель общества (А.Этциони). Коммерческая и некоммерческая самоорганизация. Влияние самоорганизации на политические режимы и достижение партнерского баланса между государством, рынком и сообществами. Коммунитарная система власти ("communitarian power relations") как обеспечение универсального равного участия всех граждан в определении полномочий власти. Социальное распределение полномочий (местные власти не должны решать задачи семьи, национальное правительство не имеет право вмешиваться в дела местных властей, рынок не должен решать задачи образования и т.д.) как реальная альтернатива ограничениям политического участия, (коррупция, доминирующее влияние капитала групп интересов, формальное участие и т.д.).
Роль общественного и местного самоуправления в политическом управлении. Проблема возможности самоуправления и «самоуправство» в государственном управлении: от охлократии к анархизму и местному самоуправлению. Возрастание процессов самоуправления в политическом управлении и изменение приоритетов в государственном управлении. Европейская хартия о местном самоуправлении, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года, о пра­ве и действительной способности местных сообществ контролиро­вать значительную часть общественных дел, управлять ею в рам­ках закона под свою ответственность и на благо населения. Существенные признаки системы местного самоуправления: универсальная выборность органов самоуправления и их значительная самостоя­тельность в решении местных вопросов. Основы обеспечения самостоятельности, опора на муниципальную собственность, право взимания и распоряжения местными налогами, возможность принятия широ­кого круга нормативных актов по вопросам местного управления, распоряжение местной полицией и т. д. Общие принципы организации местного самоуправления в России и современные практики муниципального управления.
Тема 8. Глобализация и современные проблемы политического управления. Актуальные проблемы политического управления в современной России
Основные вызовы глобализации и объекты глобальных интересов. Динамика глобализации всех сфер жизни. Многовекторность дипломатии и рациональность, прагматизм внешней политики. Проблема мировых ресурсов и мировые финансово-экономические кризисы. Сопоставимость совокупного ущерба финансово-экономических кризисов с масштабным применением военной силы. Рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях.
Приоритет информационных механизмов глобального политического управления: ценности и модели развития как предмет глобальной конкуренции. Рецидивы насильственных методов политического управления и угрозы ксенофобии, религиозного радикализма, сепаратизма и насильственного экстремизма.
Глобализация информационно-коммуникационной проблемы разности скоростей движения финансов, товаров и услуг. Транспортный кластер коммуникационной динамики и прогнозируемая смена приоритетов. Миграции населения и мировая демографическая ситуация. Проблемы окружающей природной среды. Информационное противоборство и сфера высоких технологий: приоритетность кибернетических и биологических технологий.
Исторические особенности и традиции государственного управления и местного самоуправления в России. Исторический опыт государственного управления и местного самоуправления в Российской империи. Государственное и местное самоуправление в Советском Союзе.
Общие принципы организации государственной власти и местного самоуправления в современной России и современные практики государственного и муниципального управления. Взаимосвязь финансовых, экономических циклов и политических циклов развития государственных и муниципальных управленческих систем.
Основные факторы, определяющие особенности государственного управления в современной России. Основные факторы, определяющие особенности самоорганизации и самоуправления в современной России. Актуальные приоритеты механизмов политического управления в современной России.
© Политическая наука и искусство управления
(Мультимедийный сетевой научно-образовательный проект).
Авт. и сост.
Санжаревский И.И., Тамбов, 2019.© 
«Региональный Сетевой Информационный Центр» (RU-CENTER)